?

Log in

No account? Create an account

[icon] Забыть Гитлера - Lorem Ipsum igitur, juvenes dum sumus
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Мой сайт).

Tags:,
Security:
Subject:Забыть Гитлера
Time:03:27 am
Ветхозаветный бог был достаточно жесток и самодостаточен - с таким богом не нужно какого-то нового персонифицированного зла, он и сам удержит в страхе и трепете целые народы. Всякие там Ваалы ему не конкуренты, они ложные, и их последователей нужно или конвертировать, или секвестрировать.

В Новом Завете концепция поменялась. И Иисус у нас не противится злу, щеки подставляет, и Господь Б-г в своем триединстве милостив и всепрощающ. Благость и позитив, всем царствие небесное, посоны! Но чем-то пугать нужно, поэтому у нас более активно начинает использоваться диавол, Сотона, и когда нам нужно кого-то ошельмовать, мы всерьез заявляем, что человек или одержим, или вступил в сговор, или, хуже того (но скабрезно и от того привлекательно!) - в половую связь с нечистой силой. Ведьмы, тамплиеры, вот это всё.

В советской мифологии использовать Вельзевула было как-то некомильфо. Экспериментировали с троцкистами, зиновьевцами, врачами и евреями, иногда даже получалось, но - о удача - в руки упал образ абсолютного зла. Гитлер. ГИТЛЕР ГИТЛЕР ГИТЛЕР. В самом деле, чудовище, преступник, злодей и тиран. Кроме шуток. Ошибку с Наполеоном, который в своё время тоже был чрезвычайным и полномочным послом Люцифера на Земле, но потом девальвировался и превратился в шизофреничное пирожное решили не повторять. Гитлер, с его присными фашизмом и нацизмом превратился в замечательный символ, рядом с которым любой самозабвенный тиран выглядит белым, символ, которым можно пугать, любой связью с которым можно очернить противника. Беспроигрышный, термоядерный инструмент.

И противостоящие ему, убеленные сединами как ангельскими крыльями воины света - воевавшие деды. Нет, даже не те, которые еще живут на пенсию и вот-вот, 69 лет спустя после победы должны уже получить от государства отдельное жилье. Идеализированные, рафинированные, абсолютные ветераны. Новые святые. Усомнился в святости, упомянул факт - всё, ты за Гитлера, ты фашист, расстрелять.

Я сам всегда говорил, что мы не должны забывать войну. Не забывать историю своей страны. Увы, оказалось, что вот это самое "не забыть!" становится средством культивации мифа, мифа более страшного и разрушительного, чем христианство. Мы старались не забыть, но каким-то образом позволили в нашей стране зародиться новым Геббельсам, новому фюреру. Плохо выучили урок? Или учителем у нас был Дракон?

Остается одно - забыть Гитлера. Впрочем, не поможет. А что делать?
comments: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


tsvingli
Link:(Link)
Time:2014-05-21 08:41 am
Я думаю, его уже забыли в том смысле, что историческую личность, изучение причин и следствий и т. д. подменили жупелом, мифами и символом.
(Ответить) (Thread)


rioman
Link:(Link)
Time:2014-05-21 10:13 am
Ну вот недавно прочитал хорошую биографию Гитлера.
(Ответить) (Parent) (Thread)


tsvingli
Link:(Link)
Time:2014-05-21 10:40 am
Ну я про массовое сознание, конечно. Так-то я сам по крайней мере две таких на русском знаю.
(Ответить) (Parent) (Thread)


aleandr_2003
Link:(Link)
Time:2014-05-21 08:41 am
Если я правильно помню историю, последний раз победу над Наполеоном праздновали то ли в 1913, то ли аж в самом 1914-м.
Думаю, праздновали бы и дальше, но там началось такое безобразие, что было уже не до Наполеона.

А в какой-нибудь Австралии национальная мифология построена на 1-й мировой войне.
У них там тоже "деды воевали", только вместо дня победы "День ветеранов".
Они бы может тоже рады забыть, но ничего более значительного в их истории с тех пор не происходило.

Думаю, мы тоже сможем перестать теребить Гитлера, но не раньше, чем появится кто-нибудь посвежее и затмит его новым злодейством.

Edited at 2014-05-21 08:42 (UTC)
(Ответить) (Thread)


torrio
Link:(Link)
Time:2014-05-21 08:51 am
Да. Мой тезис в том, что такие символы носят исключительно разрушительный характер и от них бы надо избавляться.
Мы ведь помним о Чингисхане, но его кроме Монголии никто в целях манипуляции общественным сознанием не использует, а личность была масштабом покруче Гитлера... Всегда бы так.
(Ответить) (Parent) (Thread)


dbms
Link:(Link)
Time:2014-05-21 08:49 am
перестать воспринимать Гитлера как некое рафинированное сверх-зло и разглядеть в нем просто человека?
начать можно с мемуаров Шпеера, например
(Ответить) (Thread)


torrio
Link:(Link)
Time:2014-05-21 10:28 am
Для этого, боюсь, придётся или преподавать эти мемуары в школе, или зачитать вслух на Первом канале.
(Ответить) (Parent) (Thread)


dbms
Link:(Link)
Time:2014-05-21 03:53 pm
для чего "для этого"? ты всю страну вылечить хочешь?
(Ответить) (Parent) (Thread)

soglyadataj
Link:(Link)
Time:2014-05-21 12:35 pm
Да, хороший текст.
Мне видится одна из проблем в том, что забыть конечно нельзя в значении "не получится", но конечно для всего общества было бы полезнее, если бы с Гитлером произошло нечто среднее между тем, что произошло с образами Батыя и Наполеона.
Однако фишка в том, что Гитлера очень сложно высмеять в рамках сюжетов о войне - карикатура на Гитлера и на Сталина получатся настолько одинаковыми до степени смешения, что высмеяв одного нельзя не высмеять другого....Так вот и приходится поддерживать серьезный статус одного злодея, потому что общество никак не может расстаться с позитивной идентификацией второго:)
(Ответить) (Thread)


torrio
Link:(Link)
Time:2014-05-21 12:40 pm
Думаешь, образ Сталина всё еще так важен? Ведь был же 20-й съезд, идолище поганое опалили. Вряд ли много осталось людей, для которых он - культовая фигура.
(Ответить) (Parent) (Thread)

soglyadataj
Link:(Link)
Time:2014-05-21 12:42 pm
Был небольшой откат в конце 90-х, но уже к концу первого срока П. доля тех, кто считает что Сталин сделал для страны больше хорошего, снова превысила долю тех, кто считает наоборот.
Насчет "осталось" - это фантом. Они прекрасно воспроизводятся:)
(Ответить) (Parent) (Thread)


torrio
Link:(Link)
Time:2014-05-21 02:53 pm
Да, вот такое мне по нраву!
(Ответить) (Parent) (Thread)


gargolik
Link:(Link)
Time:2014-05-21 10:26 pm
Даже миф можно тянуть сколько угодно, хоть даже от тех событий которые произошли до Смутного Вемени.
(см. пример про Александра Невского http://www.snob.ru/selected/entry/76242)

А тут конкретный злодей, из 20го века, - какже не использовать?
(Ответить) (Thread)


torrio
Link:(Link)
Time:2014-05-22 05:49 am
Да, я и говорю - такая удача пришла в руки святошам, им на 200 лет хватит:(
(Ответить) (Parent) (Thread)


codenamed
Link:(Link)
Time:2014-05-23 09:38 am
Плачь Ярославны о несовершенстве человеческой природы, которой без пропаганды и национальных мифов - никак :)
(Ответить) (Thread)


codenamed
Link:(Link)
Time:2014-05-23 09:50 am
Впрочем, хочется надеяться, что осознание бесперспективности пропаганды "традиционных ценностей" для внутренних нужд наступит быстро, и весь этот пиздёж про духовность наконец прекратится.
(Ответить) (Thread)

[icon] Забыть Гитлера - Lorem Ipsum igitur, juvenes dum sumus
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Мой сайт).