?

Log in

No account? Create an account

[icon] Деление клетки - Lorem Ipsum igitur, juvenes dum sumus
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Мой сайт).

Tags:, ,
Security:
Subject:Деление клетки
Time:07:28 am
Каждый год, 9 мая (иногда - 10го) мы с моим другом Борисом Рубинштейном созваниваемся по Скайпу и поздравляем друг друга с праздником, опрокидывая пару рюмочек перед веб-камерой.
Этот год не стал исключением. Обычно за год накапливаются многочисленные темы для разговоров, и мы болтаем часа по два. В этом году я проснулся поздно, поэтому разговор пришлось сократить. Тем не менее, мы коснулись некоторых интересных тем, и почерпнутой из разговора информацией я хочу поделиться.

Вводная. Борис - бывший "наш", из ИФМ УрО РАН, уже давно в Штатах, занимается математическим обеспечением биологических исследований в одном частном исследовательском институте. В частности, институт занимается проблемами борьбы с раком, проблемами старения и т.п. Очень круто, в общем. Если бы у меня был выбор, чем заниматься в жизни, я бы, наверное, хотел работать над такими темами. Но мой поезд ушёл.

Сегодня Борис поведал мне, что у клеток живых организмов существует предел количества делений. Т.е. одна и та же клетка может поделиться 20-25 раз, после чего умирает. Т.е. внутри клетки есть какой-то счётчик, который в некоторый момент говорит что всё, аллес капут. При этом выясняется вот какой интересный момент: клетка, вообще говоря, делится на две. До сегодняшнего дня я полагал, что эти две клетки более-менее одинаковы, равноправны и идентичны. Оказывается, нет. Одна из этих клеток (исходная) сохраняет свой "счетчик" количества делений, а у второй этот счётчик, вообще говоря, обнуляется.

Выяснилось, что такое различие может быть объяснено различным химическим составом этих двух клеток. В исходной клетке присутствуют некоторые белки, отсутствующие в отделившейся. И только на последних циклах деления (20+) исходная клетка передает отделившейся часть этих белков (вероятно потому, что сама этими белками уже переполняется). Исследователи резонно предположили, что эти белки, "шлак", и являются своеобразным счётчиком. Как только счётчик этот переполняется, клетка перестает делиться и гибнет.

Тут же возникают две идеи:
1. А что если модифицировать клетку таким образом, чтобы она научилась эти шлаковые белки перерабатывать, разлагать на исходные компоненты? Не решит ли это проблему старения клетки (и, возможно, проблему старения как таковую)?
2. Не являются ли эти шлаковые белки носителями информации, удалив которую мы, в случае высших существ, уничтожим какую-то часть памяти?
Вторая мысль - наивная - принадлежит мне. Первая - серьезная - является предметом исследований, о которых мы, возможно, в скором времени услышим.
comments: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


olgayaroslavna
Link:(Link)
Time:2013-05-10 12:32 pm
Да полно таких нестареющих и бессмертных клеток без счетчика. Раковые, называются.
(Ответить) (Thread)


torrio
Link:(Link)
Time:2013-05-10 12:35 pm
Да, эти гады - отдельная проблема, им бы запретить делиться, и было бы хорошо.
А вот будет ли хорошо, если "нормальным" клеткам старение отключить - это вопрос.
(Ответить) (Parent) (Thread)


olgayaroslavna
Link:(Link)
Time:2013-05-10 12:48 pm
Насколько я понимаю, раковая клетка - это и есть нормальная клетка с выключенным механизмом старения и самоуничтожения.


Но и теоретически я не думаю, что вечная молодость и / или бессмертие - это благо.
(Ответить) (Parent) (Thread)


rkatsyv
Link:(Link)
Time:2013-05-10 02:46 pm
Ну у нас в любом случае останется выбор, right? ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)


torrio
Link:(Link)
Time:2013-05-10 02:48 pm
Только не при Обаме-президенте!

Edited at 2013-05-10 14:48 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)


olgayaroslavna
Link:(Link)
Time:2013-05-10 02:51 pm
It depends. If I were a cell with the agenda of personal immortality, knocking out free will of the host would be the first thing on my to-do list. :)
(Ответить) (Parent) (Thread)


torrio
Link:(Link)
Time:2013-05-10 02:58 pm
(потирает ладошки, на лице недобрая ухмылка)
(Ответить) (Parent) (Thread)


rkatsyv
Link:(Link)
Time:2013-05-10 03:05 pm
Ручки коротки! :Р
(Ответить) (Parent) (Thread)


olgayaroslavna
Link:(Link)
Time:2013-05-10 03:14 pm
"Теломеры коротки", я бы даже сказала :)
(Ответить) (Parent) (Thread)


sollin
Link:(Link)
Time:2013-05-10 01:05 pm
Они же будут продолжать делится, а место освобождаться не будет ... Ничего хорошего
(Ответить) (Parent) (Thread)


olgayaroslavna
Link:(Link)
Time:2013-05-10 02:47 pm
Насколько я понимаю, Torrio рассматривает вариант, где только одна из двух клеток будет нестареющей и бессмертной. Но даже в этом случае будет проблема - повреждения и мутации при делении у такой старой клетки будут накапливаться. А если как-то исхитриться и исключить ошибки в репликации - потеряется механизм эволюции.
(Ответить) (Parent) (Thread)


torrio
Link:(Link)
Time:2013-05-10 02:47 pm
Ну, если прикинуть, после того как клетка поделилась уже 25 раз, мы имеем дело с 26 клетками как минимум, и в этот момент становится не так важно, умрёт одна из них, или будет жить дальше.
Другое дело, что старая клетка может накапливать мутации, и стать "плохой" по совсем другим причинам.
(Ответить) (Parent) (Thread)


rkatsyv
Link:(Link)
Time:2013-05-10 02:51 pm
Это если все механизмы контроля отключить, в том числе те, которые указывают клетке когда и с какой частотой делиться, как у раковых. Но тут речь идет только об отключении "счетчика" делений.
(Ответить) (Parent) (Thread)


famulan
Link:(Link)
Time:2013-05-10 09:52 pm
Да, эти гады - отдельная проблема, им бы запретить делиться, и было бы хорошо.
Собственно, именно этим онкология и занимается.
Как убить клетку - это не вопрос. Как убить конкретную клетку, не причиняя вред окружающему, - это задача.
(Ответить) (Parent) (Thread)


rkatsyv
Link:(Link)
Time:2013-05-10 02:43 pm
Читал недавно статью про то что этот механизм возник когда впервые появились многоклеточные организмы. Клеткам пришлось пожертвовать "личным" теоретическим бессмертием ради более высокого шанса передачи своих генов. И одна из теорий возникновения рака - это то что, будучи подвергнута неблагоприятному воздействию (токсическому, радиационному и т.д.) клетка "решает" что "screw you, guys, I'm going home" (c). Что ей теперь выгоднее жить для себя :)
(Ответить) (Thread)


torrio
Link:(Link)
Time:2013-05-10 02:45 pm
Да-да, именно такая противная жирная клетка, у которой мама и папа - одно и то же лицо!
(Ответить) (Parent) (Thread)


famulan
Link:(Link)
Time:2013-05-10 09:50 pm
Если запретить, например, старение клеток кожи, то память человека не пострадает, ибо она находится в мозге ) Если, условно говоря, работать со всеми клетками организма, то это может привести к росту раковых заболеваний. Старение vs метастазы...
Если говорить про передачу генетической информации потомкам, то с человечеством может произойти тотальный косяк: апоптоз играет роль в эмбриональном развитии. Здесь нельзя его отключать.

На самом деле, я не знаю точный ответ на твой второй вопрос ) Однако общими рассуждениями получается, что не надо запариваться в любом случае )
(Ответить) (Thread)

[icon] Деление клетки - Lorem Ipsum igitur, juvenes dum sumus
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Мой сайт).